По антропологу д-ру Филлипсу Стивенсу Младшему, магическое мышление предполагает убеждение во взаимосвязи всех вещей посредством физических и духовных связей. Магическое мышление создаёт особые силы во многих вещах, которые выглядят как символы. По словам Стивенса «подавляющее большинство людей во всём мире … верят, что существуют реальные связи между символом и его носителем, и что между ними протекают реальные и потенциально поддающиеся измерению силы». Он считает, что существуют нейробиологические основы для этого, не смотря на конкретное содержание культурного определения символа (не смотря на то, что некоторые символы не являются универсальными, например, яйцо, огонь, вода, и, не смотря на то, что яйцо, огонь и вода символизируют определённые вещи во всех культурах).
Одним из ведущих принципов магического мышления является
понятие о том, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связаны
каким-то образом, законом подобия. Ещё одним принципом является убеждение в
том, что «вещи, которые когда-либо находились в физическом контакте или
пространственно временной связи с другими вещами, сохраняют эти связи после
разделения» (Закон заражения, По Фрейзеру, Стивенсу). Вспомните святые мощи,
которые передают духовную энергию. Вспомните психических детективов, которые
утверждают, что могут получить информацию о пропавшем без вести человеке с
помощью вещи, принадлежащей этому человеку (психометрия). Или вспомните о
Руперте Шелдраке и его морфическом резонансе.
По мнению психолога Джеймса Алкока «Магическое мышление
является интерпретацией двух тесно связанных событий, одно из которых стало
причиной возникновения другого, без каких либо причинно следственных связей.
Например, если вы считаете, что скрещивание пальцев принесло вам удачу, вы
присоединили акт, или процесс, скрещивания пальцев с последующим радостным
событием и создали причинно следственную связь между ними». В этом смысле
магическое мышление является источником многих суеверий. Алкок отмечает,
причины того, что мы подвержены магическому мышлению лежат в нейробиологических
основах, и потому критическое мышление часто находится в невыгодном положении.
Подумайте, пытаясь понять и придать смысл совпадениям.
Зусн и Джонс (1989: 13) так определяют магическое мышление:
«(а) передача энергии и информации межу физическими
системами может осуществляться в силу их сходства или смежности во времени и
пространстве, и (б) одна мысль, слово или действие может создать конкретные
физические эффекты в порядке, не поддающемся принципам обыкновенной передачи
энергии или информации».
Два из наиболее очевидных примера магического мышления
являются «синхронность» Юнга и «гомеопатия» Ганемана (по Стивенсу). Другими
примерами являются кинезиология, графология, хиромантия и психокинез.
Одной из наук, которые привели нас к суевериям и магическому
мышлению является парапсихология. Декан Радин (1997) отмечает, что «концепция о
первичности разума, более глубоко укоренилась в восточной философии и древних
представлениях о магии». Однако вместо того, чтобы сказать, что сейчас настало время двигаться вперёд и оставить
магическое мышление в детстве, «Западная наука» отклоняет это убеждение как
«простое суеверие».
No comments:
Post a Comment